«Обучение как приключение»: Как сделать уроки интересными и увлекательными
Алихан Динаев

«Обучение как приключение»: Как сделать уроки интересными и увлекательными

15/01/2018
Газета «Хьехархо» и некоммерческая организация «ИН-форматио» запускают новый совместный проект «Со страниц книги в реальную жизнь». Журналист газеты «Хьехархо», эксперт «ИН-форматио» и учитель обществознания Математической школы города Грозный Алихан Динаев будет каждый месяц читать по меньшей мере одну современную книгу об образовании и педагогике, а затем пытаться реализовать идеи и задумки автора на практике. Каждый месяц у нас будет две статьи. В первой Алихан будет рассказывать о содержании книги, о методике автора и предлагаемых советах и рекомендациях. А во второй – рассказывать о том, насколько успешными они были, дали ли они эффект, понравились ли детям. «Гладко было на бумаге» - писал еще великий Лев Николаевич Толстой, а что будет на практике? Это будет уникальный живой эксперимент, за которым все мы сможем внимательно наблюдать. Мы уверены, что это будет нечто очень интересное и полезное для наших учителей. Поехали!

Учи как пират

Первая же прочитанная книга невероятно воодушевила и вдохновила меня. Еще бы, ее автор – учитель истории Дэйв Берджес – буквально с начальных строк заряжает огромным и, как ты это впоследствии понимаешь, неиссякаемым оптимизмом. Да, его система подойдет не каждому. У многих она вызовет отторжение, кто-то презрительно назовет ее «клоунадой», скажет, что это несерьезно и глупо. Но, друзья, гораздо важнее не то, что думают о подходе Берджеса консервативные коллеги-учителя, а то, что его уроки восхищают и влюбляют в себя тысячи школьников на протяжении уже почти 20 лет. Его занятия – настоящее шоу!

Для начала Берджес рассказывает о своей преподавательской философии. Она складывается из шести частей, которые соответствует одной букве слова «пират» - PIRATE. Что нужно, чтобы стать великим преподавателем, на уроки которого рвутся даже те дети, которые не ходят на другие уроки, и на которых иные педагоги уже давно поставили жирный крест?

1. Страсть – учитель должен страстно любить свою работу. Он должен быть искренне увлечен тем, что делает, и тем, о чем рассказывает. В нем должна быть тематическая страсть (огромная любовь и личный интерес к определенным темам своего предмета), профессиональная страсть (то, почему учитель любит свою работу, то, почему он стал педагогом – например, учитель очень любит повышать у детей самооценку, творческий дух). И, конечно, должна быть какая-то личная страсть – что вы страстно любите кроме своей профессии? Фокусы, волейбол, сериалы?

Д. Берджес говорит: «Чтобы поддерживать в себе страсть к учительству, найдите как можно больше способов включить в работу и личную страсть». Как использовать свою любовь к жонглированию, кулинарии или музыке на уроках?

2. Погружение. Чтобы стать хорошим учителем, необходимо полное погружение. Учитель должен целиком отдавать себя ученикам, не думая о другом и не занимаясь иными делами. Педагогу необходимо быть максимально вовлеченным в процесс. И дети всегда чувствуют, когда их учитель пребывает с ними, а когда он мыслями очень далеко от них.

3. Контакт. Учителю необходимо выстраивать контакт с детьми буквально с первого занятия. Узнать, чем они увлекаются, какие у них хобби, за кого они болеют в футболе, какую музыку слушают, какие сайты посещают. И для этого важно проводить с ними время за пределами класса. И взаимодействовать с ними нужно не как с подчиненными, а как с товарищами.

Особую роль в установлении контакта играют первые три дня, когда критически важно заинтересовать детей, дать им незабываемые впечатления. «Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики даже и не думали, будто мои уроки ничем не отличаются от других». Он говорит, что их прежние успехи и неудачи неважны, потому что занятия по истории будут особенными.

4. Вопрос и анализ. Творческими личностями не рождаются, творческим может быть каждый. Все мы способны творить, создавать и придумывать что-то новое. Надо задавать себе правильные вопросы, постоянно искать, нужны лишь старания и практика. «Вам это легко. Вы – творческая личность» - эти слова Берджес справедливо называют глупостью. Спросите себя: «Как мне сделать захватывающий, увлекательный урок, который дети еще долго не забудут?» Направьте свой мозг на поиск ответов на этот вопрос. И у вас обязательно получится. И, конечно, нужна обратная связь, важно постоянно анализировать реакцию детей.

5. Трансформация. Если бы дети могли сколько угодно пропускать занятия, стали бы они ходить на ваши? Есть ли в вашем арсенале уроки, на которые вы могли бы продавать билеты? Автор предлагает нам ответить на эти вопросы. И если на первый многие ответят «да», но вот на второй… Берджес предлагает нам поднять планку до уровня, когда люди были бы готовы заплатить, лишь бы оказаться на ваших занятиях. Нельзя говорить, мол, да-да, я знаю, что вам скучно, но все это надо учить, чтобы сдать тесты и получить хорошие оценки. Герой этой статьи из кожи вон лезет, чтобы представить свои уроки как замечательное место, где проходят уникальные мероприятия. Дети постоянно говорят, что математика – это скучно, история – это занудство. Нет, не история – это занудство, а то, как преподавали историю было занудством.

6. Энтузиазм. Учитель должен гореть энтузиазмом – и на первом, и на последнем уроке. Он должен уметь зажечь огонь в сердцах детей. Халтурить нельзя, учителю необходимо всегда быть в режиме «включено».

Как сделать урок интересным?

Главное – заинтересовать ребенка и привлечь его внимание. А сделать это можно с помощью «крючков внимания» как их называет Дэйв Берджес. Вот основные из них:

А) I like to move it, move it – на уроке надо двигаться! Можно ли что-то бросать, катать или ловить внутри класса? Можно ли использовать подвижные игры или разыграть сценку? Можно ли провести урок на улице?

Б) Да здравствует искусство – используйте живопись, музыку, танцы, театр, лепку! Что дети могут нарисовать, чтобы лучше разобраться в теме? Какая музыка лучше всего подойдет для урока? Могут ли дети сами подобрать музыку к началу урока? Могут ли дети снять видео на тему урока? Есть ли подходящий танец? Могут ли ребята сыграть роль исторических персонажей? Что могут смастерить ученики, что было бы связано с материалом урока? Как использовать оригами и сделать что-то еще своими руками?

В) Какая в этом для меня польза? – покажите, что вы даете по-настоящему полезные для жизни знания. Как использовать хобби детей в преподнесении материала? Как получаемые знания пригодятся в жизни? Какие вдохновляющие истории можно использовать? Можно ли дать детям возможность работать самостоятельно и создавать что-то оригинальное? Какие текущие события связаны с уроком? Каких героев массовой культуры можно привлечь для повышения интереса?

Г) Весь мир – театр – преобразите свой кабинет! Как изменить кабинет, чтобы создать подходящую атмосферу для урока? Можно ли украсить стены, пол, потолок? Может быть стоит как-то оригинально переставить парты? Не написать ли на доске какое-то интригующее и необычное послание? А может показать QR-код? Вы не хотите провести урок в каком-нибудь крутом костюме?

Д) Передовые тактические приемы – продолжайте заинтересовывать! Пусть дети весь урок пытаются разгадать какую-то особенную тайну. Задействуйте для этого шифры, загадки, коды. Используйте любовь детей к технологиям, их подкованность в этом.

Е) Последние штрихи – завершаем подготовку и превращаем занятие в приключение. Придумайте игру с повторением материала. Превратите занятия в конкурс. Можете ли сделать какой-нибудь фокус, рассказать об удивительном явлении в рамках урока?

Стать великим преподавателем

Берджес считает, что каждый может стать великим педагогом. Нужно ставить перед собой самую высокую цель, не бояться неудач и критики. Гораздо важнее быть активным, а не идеальным. И когда же начать работу над всем этим? Прямо сейчас! Сомнения будут всегда, но чтобы преодолеть их надо начать действовать. И лучше всего делать это, когда с вами рядом есть надежная команда таких же энтузиастов-учителей, как и вы.

Что я могу сказать, друзья? Это превосходная книга! Это блестящая работа! Кажется, что за время чтения этого произведения, пытаясь ответить на нескончаемые вопросы автора, мне в голову пришло больше интересных идей, чем до этого за весь год. Книга легкая и захватывающая, которую хочется прочесть от корки до корки как можно быстрее. Теперь дело за малым. Я готов реализовать ее идеи со своими учениками. Через две недели ждите моего отчета. Уверен, что у нас получится!

0
712
0

Комментарии